Прототипы пользователей


Прототипы пользователей - это цельные образы типичных покупателей, которые показывают, как оптимизировать сайт, чтобы улучшить конверсию, повысить продажи. Рассказываем, как создать пользовательский прототип»
Для повышения эффективности сайт в первую очередь должен быть удобен для целевого пользователя. Существует два метода создания сайта для пользователя: абстрактный, когда функционал и навигация сайта создаются исходя из предположений, что будет удобно, понятно и интересно целевому пользователю, и практический, когда сперва создаются прототипы пользователей, а после проектируется интерфейс.
Прототип пользователя (persona, buyer persona) — это образ типичного представителя целевой аудитории с характерными манерами, потребностями, желаниями, мотивациями и возможностями. Прототипы — вымышленные образы, но создаются они на реальных данных о целевых пользователях: возрасте, социальном и финансовом статусе, поле, месте проживания, целях, потребностях и типичных проблемах.
Прототип пользователя vs портрет целевой аудитории
Следует уяснить, что эти два понятия не тождественны. Портрет целевой аудитории отражает общие черты и манеры поведения, присущие группе пользователей, а прототип создает цельный образ потенциального клиента. Это более точный инструмент.
Целевая аудитория неоднородна. Клиентами одного сайта могут быть абсолютно разные по статусу и целям люди (к примеру, целевая аудитория интернет-магазина аптеки). Прототипы пользователей помогают разрабатывать более точные и правдивые сценарии взаимодействия с сайтом, оптимизировать продвижение и раскрутку сайта, выделить именно целевую аудиторию из общей массы возможных посетителей сайта.
Как увеличить посещаемость сайта?
Зачем создавать пользовательские прототипы
Создание моделей пользователей упорядочивает и преумножает знания о потенциальном клиенте, выявляет новые факты.
Прототипы пользователей позволяют создать персонализированное предложение — точно попасть в «боль» клиента.
Прототипы помогают определить направления развития сайта и бизнеса в целом: ассортимент товаров/услуг, контент, наиболее эффективные призывы к действию и фишки, вовлекающие пользователя в сайт.
Опираясь на практические данные о пользователях, вы создаете более точный и интересный контент, улучшаете сайт и сервис, показывая, что вы заботитесь о клиентах. Это повышает доверие целевой аудитории.
Пользовательские прототипы обеспечивают выгодный отрыв от конкурентов, которые продвигают сайты традиционными методами.
Поисковые системы стали учитывать поведение пользователей при ранжировании сайтов в выдаче. Соответствие сайта интересам и потребностям посетителей улучшает поведенческие факторы.
Описанный образ доступнее понимаю, чем список статистических данных.
Как создавать пользовательские прототипы
Не существует единого списка данных о пользователе, в каждом конкретном случае какие-то факты о клиенте приобретают первостепенное значение, в других же они не играют никакой роли.
Для создания пользовательского прототипа существует общий список вопросов, который направит исследование в нужное русло:
- Какие причины заставят пользователя осознать наличие проблемы и искать решения?
- Каковы ожидания пользователя от решения проблемы, от продукта или услуги? Согласен ли пользователь не на лучшее, а на достаточно хорошее? Материальные и нематериальные выгоды?
- Что может помешать пользователю купить товар? Внутренние факторы — личный опыт, предубеждения, нежелание что-либо менять, внешние факторы — высокая стоимость.
- По каким параметрам пользователь сравнивает ваше предложение с конкурентными? Здесь следует учесть не только характеристики продукта, но и имидж компании, сервис и дополнительные бонусы, предлагаемые продавцом/сайтом.
Как повысить узнаваемость бренда?
- Как пользователь выбирает продукт и принимает решение о покупке?
Рекомендации по созданию пользовательских прототипов
Полагается, что чем больше людей задействовано в процессе создания пользовательских прототипов, тем лучше результат. Больше мнений ведет к более объективным результатам.
Не создавайте большое количество моделей — чем больше образов вы создаете, тем бесполезнее они в работе. Прототип должен объединять максимум черт целевой аудитории в одном образе. Если создаваемые образы отличаются лишь несколькими чертами, то рациональнее объединить их в один.
Используйте практические данные. Создать модель потребителя на основании имеющихся знаний и опыта возможно, но такой образ не имеет практической ценности для бизнеса. Интервью по заданным сценариям и онлайн-опросы также являются малоинформативными, так как не позволяют выявить истинные причины поступков пользователей.
Есть данные, которые всегда имеют значение при создании пользовательского прототипа:
- возраст
- пол
- социальный статус
- вид занятости
- образование
- опыт использования продуктов/услуг
- ключевое качество, играющее роль в принятии решения
- высказывание, наиболее точно характеризующее потребителя
Дополнение каждого образа фотографией улучшает понимание и восприятие.
Выводы
Прототипы пользователей — это модели типичных потребителей вашего продукта или услуги с характерным поведением, мотивами, целями.
Образы пользователей позволяют улучшить позиционирование продукта, определить каналы привлечения клиентов, продвижения сайта. Это уже не абстрактное видение целевого потребителя, а конкретный образ человека.