Пользовательский опыт: 5 шагов к успешной реализации

пользовательский опыт
Статьи
Автор: Юлия Федотова
«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Пользовательский опыт сейчас находится в фокусе эксперов по юзабилити, конверсии и оптимизации проектов. Сегодня рассказываем о 5 простых шагах в проектировании успешного пользовательского опыта»

Пользовательский опыт – это совокупность эмоций, действий и результатов, полученных пользователем во время взаимодействия с системой/продуктом/сайтом.

Термин определяет субъективное отношение человека, формирующееся во время взаимодействия с информационной системой либо ее частью.

Пользовательский опыт не равен юзабилити. Юзабилити – это качественная составляющая пользовательского опыта. Юзабилити — характеристика сайта, а пользовательский опыт — качественная характеристика взаимодействия/отношений пользователя и сайта.

Дж.Гарретт (специалист по информационной архитектуре, сооснователь консалтинговой фирмы Adaptive Path) предложил пять уровней для успешного проектирования пользовательского опыта. Данная модель применяется для поиск проблем взаимодействия человека с сайтом, а также для выявления путей их решения.

Проектирование пользовательского опыта начинается с абстрактного описания (определения стратегии) будущего продукта с двух ракурсов: ожидания пользователя и разработчика/заказчика.

На каждом последующем этапе решения становятся конкретнее и детальнее. Каждый последующий уровень непосредственно связан с предыдущим и предполагает строжайшую согласованность решений.

Модель Гарретта существенно сужает круг доступных решений для реализации идеи. Между решениями уровней существует как прямая, так и обратная взаимосвязь. Если разработчик сталкивается с проблемой, то порой требуется переоценка и изменение решений, принятых на более низких уровнях.

5 уровней проектирования пользовательского опыта

Проектирование пользовательского опыта начинается с самого нижнего уровня — определения и построения стратегии.

Пользовательский опыт

1. Уровень стратегии

Это наиболее абстрактный уровень, на котором происходит становление и конкретизация идеи. На этом уровне разработчик должен найти решения, точно определяющие желания, ожидания и удовлетворяющие потребности пользователя и заказчика.

Результатом данного уровня является список возможностей будущего проекта.

Для точного определения стратегии разработчику необходимо ответить на основные вопросы:

  • Кто будет пользоваться продуктом?
  • Как пользователь будет пользоваться продуктом?
  • С какой целью человек будет пользоваться продуктом?

Для ответов на данные вопросы необходимо тщательное исследование пользователей — выделение целевой аудитории продукта, определение основных нужд, потребностей, интересов ЦА, а также основных характерных черт (возраст, социальное положение, демография, уровень знаний).

Установление «личности пользователя» — исследование основных характерных черт пользователя позволит создать простые сценарии взаимодействия с продуктом, системой, а также найти решения возможных проблем, с которыми может столкнуться типичный пользователь на одном из этапов взаимодействия с продуктом. На данном этапе не рекомендуется уделять внимание детализации сценария. Наоборот, нужно максимально сосредоточится на всех возможных сценариях: [пришел — увидел — изучил], [пришел — увидел — изучил — позвонил /скачал/купил/подписался] и т.д.

2. Уровень набора возможностей

Данный уровень представляет собой список функциональных возможностей проекта, то есть функций-инструментов для пользователя для достижения поставленной цели. Результатом данного этапа становится список функций, реализуемых на сайте.

3. Уровень структуры

Данный уровень описывает взаимное расположение элементов странницы и элементов системы в целом. На данном уровне разработчик четко определяет откуда, куда и как сможет попасть пользователь. Качественная структура упрощает навигацию и делает ее интуитивно более понятной. Результатом данного уровня является навигационная структура сайта — проще говоря навигационное решение.

4. Уровень компоновки

На данном уровне формируется упрощенный структурный макет, созданный на основе результатов каждого предыдущего уровня. На данном уровне разработчик определяет наиболее эффективное расположение элементов пользовательского интерфейса. Результат — макеты страниц с оптимальным расположением функций и элементов.

5. Уровень поверхности

Данный уровень предлагает конечный схематичный вид продукта для пользователя, включающий все страницы, вкладки, ссылки, тексты, графические элементы, кнопки и прочие функциональные и значимые элементы. Результат — готовый макет проекта, который отлично визуализирует идею для представления инвесторам, заказчикам, а также для тестирования на фа фокус-группах.

Ларри Килли (президент инновационной консалтинговой компании Doblin, Inc.) называет три составляющие разработки успешного проекта:

  • Желанность — соответствие интересам и потребностям целевой аудитории, актуальность проекта
  • Жизнеспособность — конкурентные преимущества, полезность, актуальность
  • Осуществимость — реальность воплощения идеи в жизнь

Якоб Нильсен (гуру вебдизайна) определяет успешность проекта следующим:

Простота дизайна, ясность конверсионного действия, ожидаемого от пользователя, баланс графического и текстового контента, использование оригинальных изображений, соответствующих контексту оффера.

Выводы

анализ сайтаДанные этапы проектирования пользовательского опыта помогут упорядочить изначальную работу над проектом.

анализ сайтаПирамида Дж.Гарретта — отличная возможность сузить круг решений для каждого проекта и сосредоточить силы и внимание на жизненно-важных аспектах.

анализ сайтаУспех проекта — не только качественная реализация, но и востребованность продукта у конченого пользователя. Применяя указанные 5 простых уровней, вы сможете проработать каждый сценарий развития событий и реализовать решения, которые существенно улучшат пользовательский опыт.

анализ сайтаВозможно, у вас сразу возникнет вопрос, а в каком приложении лучше работать над данными 5 уровнями? Эксперты UX рекомендую вооружиться обычной школьной тетрадью либо офисной доской. Так, вы не потеряете время на изучение нового функционала, а ваш полет фантазии не ограничится функционалом конкретного приложения. А конечный результат вы сможете создать в приложении Keynotopia.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Статьи по теме

Ошибки конверсии
Статьи
Конверсия: ТОП 5 ошибок, которые «убивают» ваш проект
Вы изучаете каждый пост с тегом "конверсия", "повышение конверсии" и "оптимизация конве...
5 мифов о контенте
Статьи
Контент: 5 мифов, в которые до сих пор верят оптимизаторы
Контент - основной инструмент продвижения сайта. Однако не стоит забывать, что контент ...