Почему позиции сайта в поиске нестабильны


В работе с сайтом вебмастера часто отмечают колебания позиций, которые никак не связываются ни с изменениями в структуре, коде и контенте сайта, ни с обновлениями поисковых алгоритмов. Сайты вылетают из ТОПа, самостоятельно возвращаются, снижают и повышают позиции без действий вебмастеров. С чем это связано?
Изменения в работе основного алгоритма
Поисковые системы (что Google, что Яндекс) постоянно работают над обновлениями алгоритмов. Обе поисковые системы применяют методы машинного обучения в режиме реального времени, чтобы сделать алгоритм более точными, а ответ поисковой системы наиболее релевантными.
В частности Google объединил все алгоритмы в один основной, поэтому вебмастерам стало существенно сложнее определять, что влияет на позиции сайта в каждом конкретном случае изменений позиций: качество контента, ссылки, общее качество сайта, реклама и прочие факторы.
Рекомендации экспертов в случае изменения позиций сайта в поиске сводятся к следующим 7 пунктам.
#1. Действительно ли позиции сайта колеблются
Часто вебмастера используют независимые инструменты определения ранжирования/позиций сайта в выдаче. Если инструмент показывает постоянное колебание позиций, то первое, что следует предпринять, это проверка другими средствами. Зарегистрирует ли колебание позиций другой инструмент, что показывает метрика поиска (Google Search Console, Analytics, Яндекс.Метрика), есть ли в панели вебмастера уведомление от поисковой системы о нарушении правил или примененных санкциях?
Порою причина просадок и резкого роста позиций вовсе не в алгоритмических изменениях со стороны поиска, а в коде и работе измеряющего инструмента.
#2. Какие изменения появились на сайте
Если корректность позиций сайта подтверждена, то следующим шагом стоит проверить, какие изменения были внесены на сайт в последнее время. При этом последнее время — это интервал в 3 месяца.
В краткосрочной перспективе повлиять на позиции могли:
- переезд на HTTPS, смена CMS
- сбои в работе сервера и кратковременная недоступность сайта
- удаление либо добавление большого объема контента/количества страниц
В долгосрочной перспективе к изменениям могли привести:
- изменения в редакционной политике сайта: изменения в объеме, формате текстов, смена текстового контента на графический, аудио. видео и т.д.
- изменения навигации и структуры сайта
- замедление/ускорение загрузки
#3. Изменения в ссылочной массе сайта
Важным фактором ранжирования для любой поисковой системы остаются ссылки. При непонятных изменениях позиций стоит обязательно проверить изменения ссылочной массы. Иногда отключение одной ценной ссылки (к примеру, авторитетный сайт удалил страницу, с которой ссылался на ваш ресурс) может пошатнуть позиции, и наоборот, появление одной авторитетной ссылки может привести к резкому скачку в выдаче.
#4. Если сайт продвигает независимый вебмастер или компания
Если вы являетесь владельцем сайта, поручившим продвижение третьей стороне, то стоит выяснить, какие изменения вносились в последнее время. Возможно, согласованная стратегия продвижения дала сбой. В частности, причинами могут стать такие популярные методы продвижения сайта как:
- агрессивный гостевой постинг с открытыми ссылками — основной проблемой такого подхода становится обесценивание контента, публикуемого на сторонних сайтах. Как правило, пишется одна статья, затем клонируется для соблюдения технической уникальности и публикуется на более менее релевантных сайтах. Такие статьи редко удовлетворяют требованиям авторитетных ресурсов, поэтому публикуются на сайтах очень широкой тематики — новостники, сайты обо всем. Такие ссылки могут оказывать негативное влияние на позиции сайта.
- любые действия противоречащие правилам для вебмастеров Google — независимый оптимизатор может руководствоваться личным опытом продвижения других проектов, в которых нарушающие действия никогда не оборачивались просадкой позиций. Однако все сайты разные.
#5. Какова релевантность контента запросам, под которые он продвигается
В этом вопросе важно быть максимально честным и оценить релевантность, полезность и ценность контента для пользователей. Часто вебмастера знают, что используемый контент далек от идеала. Часто применяется самый дешевый либо и вовсе бесплатный, автоматически сгенерированный контент.
Для проверки релевантности контента надо:
- определить интент пользователя — что намеревается получить пользователь от данного контента? Что хочет узнать, посетив определенную страницу сайта. К примеру, пользователь вводит запрос самостоятельная перепрошивка смартфона. Его намерение очевидно, он хочет получить пошаговые инструкции, последовательность действий, чтобы обновить/изменить ПО. Если же страница только упоминает ключ и рассказывает о том, как опасно перепрошивать смартфон самостоятельно и лучше обратиться в специализированный сервис, то релевантность такой страницы намерению пользователя будет низкой. В таком случае просадка позиций очевидна.
Чтобы понять, почему изменились позиции сайта, важно проанализировать контент по интересующим запросам на сайтах конкурентов (несколько позиций выше, несколько позиций ниже). Смотрим релевантность, оформление, визуальный контент, интерактивные элементы, дополнительные материалы по теме на сайте с указанием ссылок.
#6. Анализ поведенческих факторов
Одной из причин изменения позиций сайта становятся поведенческие факторы (уровень отказов, время на сайте, глубина просмотров). При резком изменении позиций стоит провести анализ поведения пользователей и установить причины.
#7. Анализ трафика
Снижение/увеличение объема трафика может также влиять на позиции сайта в выдаче. Если пользователи стали чаще переходить на сайт из поисковой выдачи, при этом поиск не регистрирует отказ от просмотра (то есть визит засчитан), то алгоритм рассматривает это как сигнал доверия и повышает сайт в выдаче. И наоборот. Если при высоких позициях пользователи редко выбирают сайт среди других, а также часто возвращаются в выдачу, то поиск рассматривает такое поведение как негативный сигнал и понижает сайт в выдаче.
Если же подобный самостоятельный анализ не выявляет причин изменения позиций в поисковой выдаче, следует провести внешний экспертный анализ с проверкой технической оптимизации, кода, индексирования страниц и т.д.