Опыт взаимодействия — принципы создания и тестирования

opyt-vzaimodejstviya
Статьи
Автор: Юлия Федотова
«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Часто вебмастерам кажется естественным то, что обычному пользователю становится дико и неудобно. Чтобы этого избежать, необходимо проводить пользовательские тесты либо использовать инструменты анализа сайта.»

Что такое простой опыт взаимодействия? Эксперты сходятся во мнении, что качественный пользовательский опыт определяется дизайном проекта (сайта или приложения). Проблема в том, что для каждого специалиста понятие простоты отличается, притом кардинально.

UX Magazine рассказывает, что такое основной опыт взаимодействия (basic UX) и приводит алгоритм и рекомендации по созданию качественного пользовательского опыта.

Что значит базовый опыт взаимодействия — basic UX?

Каждая буква в слове BASIC имеет значение:

  • B — beauty — красота
  • A — accessibility — доступность
  • S — simplicity — простота
  • I — intuitiveness — интуитивность
  • C — consistency — последовательность и логика

Предлагаемый алгоритм проверки или создания нового опыта взаимодействия основывается на специально подобранных вопросах.

Базовый UX — набор принципов и критериев для оценки опыта взаимодействия.

Красота

Интерфейс продукта эстетически приятен для восприятия?

Вид и восприятие продукта играют важнейшую роль в опыте взаимодействия. Пользователи воспринимают эстетически красивые продукты как более простые, легкие в использовании. Это не значит, что если красивый продукт сложен и неудобен, пользователи простят ему несовершенства из-за привлекательности. Желание владеть красивым/совершенным естественно для человека. И это стоит использовать в построении пользовательских интерфейсов. Исследование показывает, что при прочих равных:

Более привлекательный продукт воспринимается как более легкий/простой в использовании. Простота использования относится к ключевым критериям в решении о покупке. Пользователям не требуется сторонняя помощь, чтобы разобраться в продукте. На его освоение уходит меньше времени. Улучшая привлекательность продукта, вы влияете на его восприятие пользователем как более простого в использовании. А это повышает вероятность продажи/конверсии.

У пользователей формируются положительные впечатления о более привлекательном продукте. А это в свою очередь обеспечивает:

  • положительные отзывы — влияет на уровень продаж/конверсий
  • рекомендации продукта друзьям/знакомым — дополнительные социальные сигналы через кнопки социальных сетей, повышение доверия, лояльности. Социальные сигналы учитываются поисковыми системами в ранжировании сайтов.
  • повышение лояльности — развитие терпимости к недостаткам/ошибкам.

Привлекательный на вид продукт воспринимается как более качественный.

Потребитель вероятнее закроет глаза на недостатки более привлекательного продукта — типичный пример — телефоны Apple (посредственное разрешение экрана по современным меркам, низкая емкость аккумулятора, отсутствие карты памяти, отказ от 3,5мм разъема для наушников и т. д.). Однако спрос на данные аппараты бьет все рекорды.

Из этого следует, что инвестирование ресурсов в разработку внешнего вида продукта (товара/сайта/приложения) имеет смысл. 

Вопросы для оценки привлекательности продукта:

  • продукт эстетически приятен для восприятия?
  • используются ли изображения высокого качества?
  • оптимизированы ли изображения? Соблюдается ли пропорция размера изображения относительно экрана? Не появляется ли горизонтальная прокрутка? Как изображения выглядят на разных дисплеях?
  • как изображение соотносится с другими элементами на странице? Не нарушается ли верстка?

Доступность

Может ли каждый использовать продукт?

Доступность определяется тем, насколько прост сайт/приложение в использовании для людей вне зависимости от их физических, умственных, ресурсных (время, устройство, качество интернет-соединения) возможностей. Инженеры UX должны ориентировать продукт не на обычного пользователя, а учитывать возможности людей с физическими или психическими отклонениями. Среди таких отклонений:

  • низкое зрение или слепота
  • дальтонизм
  • ограничение моторики (двигательной функции)
  • отставание в умственном развитии

Пользователи с ограниченными возможностями используют дополнительные программы преобразования текста в речь (скринридеры) для навигации и выполнения действий. Для повышения доступности цифровых продуктов для пользователей с ограниченными возможностями разработаны стандарты WCAG, глава 508 Закона реабилитации инвалидов (США) — Rehabilitation Act, W3C.

Доступность сайта/приложения также зависит от:

  • шрифта
  • цветовой гаммы
  • контраста
  • расстояния между символами, словами, строками
  • расстояния между текстом и другими блоками
  • анимации на сайте

Вопросы для оценки доступности продукта:

  • соответствует ли продукт общепринятым стандартам доступности?
  • соблюдена ли кроссбраузерность?
  • дизайн сайта адаптивный?
  • текст на сайте/в приложении прост для восприятия (отсутствие терминов без объяснений, преимущественно простые предложения, текст логичен)?

Простота

Предлагает ли сайт/приложение решение «на ладони»?

Закон Хика гласит, что время, требуемое для принятия пользователем решения прямо пропорционально зависит от количества опций выборов и их сложности. Чем больше опций представлено пользователю, тем больше времени потребуется для принятия решения. Чтобы понять, как работает закон Хика, подумайте, в каком списке вам легче найти заданное слово: в списке из 3 или из 30 слов, в списке в алфавитном порядке или организованном по какой-то неизвестно вам логике.

Принцип бритвы Оккама  гласит: 

«Многообразие не следует предполагать без необходимости». 

Простота становится решающим фактором в выборе между двумя схожими пользовательскими интерфейсами. В ходе разработки дизайнер отсекает все, что не несет практической пользы и ценности для пользователя, что не способствует достижению цели.

В визуальном плане это подразумевает разработку интерфейса с соблюдением баланса информационного и пустого пространства, предпочтение простой графики сложным, загроможденным интерфейсам.

Мы не устанем приводить одно из правил Никиты Обухова , эксперта проектировки UX:

basic UX - опыт взаимодействия типографика

Принцип Гештальта указывает, что соблюдение расстояния/отступов, четкой, логичной структуры, цветовой гаммы, контраста способствует более простому восприятию продукта. Для текстового контента это значит отжать воду, убрать все блоки, не несущие практической и информационной пользы для читателя, вводные слова и слова-связки.

GetGoodRank: отжатый текст подходит не для каждого типа проекта. Так, в интернет-магазине лучше использовать короткие тексты «по делу». Для блогов и лонгридов не обойтись без вводных предложений и слов-связок. Иначе длинный текст станет сложным для восприятия.

Вопросы для оценки простоты:

  • снижает ли продукт нагрузку на пользователя/облегчает ли сайт принятие решения? Этому способствуют интерактивные элементы: калькуляторы просчета стоимости/платежа, 3D-визуализация товара и прочие.
  • в дизайне отсутствуют элементы, не несущие смысловой нагрузки и практической пользы для посетителя? В тексте нет повторов? К таким элементам относятся нерелевантные ссылки и нетематические изображения, чрезмерное форматирование текста там, где это не надо.
  • нужны ли пользователю все реализованные опции? (YAGNI)

Интуитивность

Понятен ли сайт/приложение интуитивно?

Работа «Дизайн привычных вещей» Дональда А.Нормана объяснила, в чем основные ошибки юзабилити — недостатки продукта для пользователя. Пользователь оценивает предмет, чтобы понять, как его использовать. Если принцип использования остается непонятным, пользователь подсознательно повторит оценку. Это в свою очередь провоцирует раздражительность и неудовлетворенность.

Для достижения цели пользователь выполняет действие. Если ход выполнения непонятен, тогда пользователь не сможет достичь цели. Если же одно из этих действий — оценка или выполнение — требует слишком много времени или усилий, тогда пользовательский опыт становится неудовлетворительным.

Интуитивно понимание возможности действия — ключевой параметр эффективного опыта взаимодействия.

К примеру, изменяющийся по наведению цвет текста или размер кнопок указывает на возможность действия. Стоит учитывать, что в сознании пользователя уже закрепились определенные паттерны выполнения действий. Пользователь ленив, он проще перенесет уже имеющийся опыт в новую систему и попытается его применить, чем станет разбираться, как устроена незнакомый сайт/приложение.

Вопросы для оценки интуитивности

  • функции понятны пользователю?
  • сможет ли пользователь достичь цели без подсказок и инструкций?
  • сможет ли пользователь повторить действие без подсказок?
  • может ли пользователь предвидеть результат действия? (к примеру, что произойдет по клику?)

Последовательность и логика

Ясна ли пользователю логика действий с первого взгляда?

Красивый доступный продукт должен быть логичным, а предполагаемые действия последовательными. На пути пользователя к цели не должно возникать непредвиденных действий, которые могут стать причиной отказа и ухода к конкурентам.

Логичность интерфейса сводится не только к проектированию последовательности действий, но и к соответствию визуального оформления по всем страницам сайта/приложения. Так, важно, чтобы цветовая гамма, типографика, логика страниц сохранялась во всех разделах.

Визуальное и функциональное единство упрощает взаимодействие с системой и формирует доверие, уверенность в стабильности и качестве системы. Это значит, что на страницах не должны появляться новые элементы управления, не должен изменяться вид меню, меняться логика действий. Лид-формы по всему сайту/приложению должны быть одинаковыми, чтобы пользователь легко идентифицировал их на страницах. Так, одинаковыми должны быть оформление и размещение названия полей, уведомления об ошибках, уведомления об успешной отправке заявки.

Нарушение логики влечет за собой нарушение опыта взаимодействия. Пользователь испытывает постоянные затруднения. В конечном итоге конверсия ставится под угрозу.

Вопросы для оценки логики опыта взаимодействия:

  • сохраняется ли айдентика (шрифты, фирменные цвета, узнаваемый логотип и т. д.) по всем страницам/разделам сайта/приложения?
  • сохраняется ли типофграфика и форматирование по всем страницам/разделам сайта/приложения?
  • сохраняется ли логика взаимодействия с элементами по всему сайту/приложению?

Выводы:

анализ сайтаНет однозначного ответа, что такое оптимальный пользовательский интерфейс и качественный опыт взаимодействия (если такое определение вообще применимо к понятию). Предложенный алгоритм оценки опыта взаимодействия применяется как на этапе разработки, так и на этапе оценки и планирования редизайна сайта/приложения.

анализ сайтаТакой алгоритм предполагает лишь одностороннюю и весьма субъективную оценку интерфейса и опыта взаимодействия разработчиком. То, что понятно разработчику, не всегда понятно пользователю. Без пользовательского тестирования, получения реального фидбека результаты теста становятся недостоверными. Яндекс также привлекает обычных пользователей к тестированию новых продуктов, чтобы понять, насколько продукт прост и доступен:

анализ сайтаУрок от Яндекса: как создать качественный пользовательский интерфейс?

анализ сайтаВсегда проводите опрос пользователей, пользовательские тесты перед внедрением каких либо изменений в дизайн и структуру сайта.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Статьи по теме

голосовой поиск
Статьи
Голосовой поиск: как подготовить сайт
Голосовой поиск — технология распознания и перевода речи в текст, понятный алгоритмам, ...
тестирование сайта
Статьи
Тестирование сайта: привлекать сотрудников или нет?
В попытках сэкономить деньги и время компании ограничивают пользовательское тестировани...