Оптимизация поиска по сайту

оптимизация поиска по сайту
Рассылки
Автор: Юлия Федотова
«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Поиск по сайту важен для пользователей крупных сайтов. Поиск экономит время и силы. Чтобы опция работала на повышение конверсии, важно устранить типичные ошибки, которые заставляют пользователей покидать сайты.»

Друзья!

Поиск по сайту важен для проекта любого типа, будь то блог или интернет-магазин. Пользователь хочет получить информацию здесь и сейчас, а так, многие целенаправленно задают интересующий запрос в поиск сайта, чтобы не терять время.

При проверке сайтов в GetGoodRank мы обнаруживаем, что функция поиска в большинстве случаев присутствует номинально. То есть толку от нее нет никакого, а в некоторых случаях ошибки приводят к снижению конверсии. Мы собрали ТОП ошибок и рекомендаций для улучшения поиска по сайту.

В этом выпуске:

  • Зачем поиск на сайте
  • ТОП ошибок поиска по сайту
  • ТОП рекомендаций по оптимизации поиска по сайту

Зачем на сайте поиск?

Как правило, пользователь заходит на сайт из поиска уже на страницу, которая (по мнению Google или Яндекс) соответствует его запросу. Однако не всегда ответ поисковой системы действительно соответствует тому, что хочет увидеть пользователь. Чем больше страниц, товаров, услуг предлагает ваш сайт, тем сложнее оказывается задача найти релевантную информацию. Именно поэтому функция поиска критично важна.

К примеру, оптимизация функции поиска по сайту UPS Battery Center дала следующие результаты:

  • увеличение среднего чека на 140%
  • увеличение дохода на 125%
  • рост уровня конверсии на 116%

Поиск по сайту становится своего рода спасательной функцией, если по какой-то причине структура сайта непонятна, сложна для посетителя.

  • Исследование eConsultancy (2014 год) показывает, что только 7% компаний используют данные, полученные из поиска по сайту, для оптимизации бизнес-процессов и сайта.
  • 42% компаний игнорируют функцию поиска по сайту вовсе.
  • Около 30% посетителей воспользуются поиском по сайту. Посетители, воспользовавшиеся поиском по сайту, приносят больший доход, чем те, кто просто просматривает страницы/товары.
  • Посетители, использующие поиск по сайту, конвертируются в два раза чаще. Они чаще возвращаются на сайт за покупкой.

ТОП ошибок поиска по сайту

1. Окно поиска не обнаружено

Функция поиска нетипично расположена, спрятана, окно слишком маленькое, для обозначения поиска использованы нестандартные иконки. Все эти ошибки приводят к одной проблеме — пользователь не обнаружит функцию поиска и не сможет найти желаемый товар/страницу.

Правильное, стандартное расположение окна поиска в шапке сайта увеличивает количество поисковых запросов на 91%.

  • Оптимальное расположение окна поиска — центр или правый сегмент шапки сайта.
  • Оптимальная иконка для обозначения поиска — стандартная лупа.
поиск по сайту

2. Отсутствие дополнительных фильтров

Фильтры помогают уточнить поиск и создать выборку наиболее подходящих страниц/товаров из найденных по запросу.

Дополнительные фильтры реализованы в среднем на 20% сайтов, которые попадают на проверку в GetGoodRank.

Если у пользователя нет возможности пересортировки результатов, уточнения запроса, а поиск выдал 100+ ответов, то это никак не упрощает задачу.

3. Страница ответов

Асессоры GetGoodRank обнаруживают следующие ошибки:

  • отсутствие ответов равно как и указания, что поиск не дал результатов
  • отсутствие указания количества найденных результатов
  • отсутствие пагинации при большом количестве найденных ответов

Отсутствие результатов поиска по сайту приводит пользователей в замешательство. Только некоторые попробуют переформулировать запрос, тогда как большинство просто покинет сайт как нерелевантный.

Даже если на сайте нет точного соответствия, вы все еще можете попытаться удержать пользователя, показав в результатах наиболее подходящие по запросу позиции товаров/страницы.

Чтобы не вводить пользователей в заблуждение, обязательно указывайте, что поиск по запросу «платье с розовыми слониками» не дал результатов, но у нас есть для вас вот что. И далее на странице демонстрируются товары, наиболее подходящие запросу: платья, розовые.

Никогда не демонстрируйте пользователю пустую страницу. Вы можете показать бестселлеры магазина, наиболее часто заказываемые товары, новинки и спецпредложения, но не пустой экран.

Если запрос удается соотнести с конкретной категорией товара, то рекомендуется в начале поисковой выборки продемонстрировать бестселлеры, а затем товары категории по релевантности.

Еще один эффективный способ удержания клиента после неудачного поиска по сайту — направить в службу клиентской поддержки. Это может быть заказ обратного звонка, форма обратной связи, указание номера горячей линии, направление в онлайн чат.

4. Сортировка товаров

Часто в каталоге остаются позиции, которых сейчас нет в наличии. При поиске по сайту асессоры GetGoodRank сталкиваются с выборкой ответов, которая начинается с отсутствующих товаров.

Такой подход может заставить пользователя покинуть сайт. Выборка ответов должна начинаться с товаров, которые есть в наличии и доступны к заказу.

К этой же ошибке поиска относится демонстрация наиболее дорогих товаров и сортировка по убыванию стоимости.

На информационных сайтах результаты поиска лучше сортировать по дате от новых к старым публикациям. Люди чаще ищут актуальную информацию.

5. Отсутствие функции поиска по сайту

Таких сайтов немного, но они есть. Поэтому считаем необходимым указать на такую ошибку. Отсутствие поиска по сайту лишает пользователя возможности найти нужную информацию без потери времени.

ТОП рекомендаций по улучшению поиска по сайту

1. Не стирайте поисковый запрос из строки после ввода

Пусть введенный поисковый запрос остается в строке, чтобы пользователь видел, что спрашивал, и ему было легче переформулировать запрос, если среди предложенных ответов не находится подходящий.

2. Предлагайте автозаполнения

Это функция демонстрации предварительных результатов по ходу ввода поискового запроса. Ускоряет процесс поиска и увеличивает процент точных переходов. Убедитесь, что предлагаемые ответы релевантны.

поиск по сайту оптимизация

3. Поиск понимает ошибки

Пользователь может ввести запрос с ошибкой намеренно (по незнанию, как правильно пишется — Sumsung) или случайно (опечатка — Sdmsung).

Пользователь может по-разному сформулировать запрос — Samsung Galaxy S8 или Samsung S8.

Важно, чтобы поиск «понимал», что ищет пользователь, учитывал возможные опечатки или такие формулировки «ыфьыгтп» (Samsung без переключения языка) и выдавал полезные, правильные результаты.

Вот, как обрабатывает опечатки ASOS:

поиск по сайту пример

Такие результаты выдает Связной:

поиск по сайту ошибки

поиск по сайту с ошибкой
Используйте семантический поиск, не заставляйте пользователя искать конкретно то, что вы предлагаете. Пользователи относятся к поиску по сайту также, как к глобальному. А поисковые алгоритмы и искусственные интеллекты избаловали пользователя, выдавая ему релевантные результаты даже в ответ на плохо сформулированные запросы.

В системе аналитики мониторьте статистику запросов, анализируйте, какие слова и словосочетания используют посетители сайта для поиска товаров или страниц. Это поможет повысить релевантность поиска.

4. Изменение раскладки результатов

Реализуйте два варианта просмотра результатов: список и сетка. В сетке удобнее сравнивать товары, тогда как список предоставляет больше информации о товаре покупателю уже в результатах поиска.

Списком по умолчанию лучше показывать технически сложные товары, где спецификации становятся основными критериями выбора.

Сеткой лучше демонстрировать товары, выбор которых больше основан на личных предпочтениях, чем технических характеристиках (одежда, обувь).

5. Возможность фильтрации при вводе

Пользователь вводит запрос, который может относится к разным категориям товаров. Так, товары по запросу Samsung S8 могут находиться в категориях: Смартфоны, Аксессуары, Дополнительные услуги.

Предлагайте пользователю выбрать, в какой категории искать, на стадии введения запроса.

выборка ответов по поиску по сайту
Это облегчит задачу и сэкономит время пользователя, избавит от необходимости дополнительно фильтровать ответ поиска по сайту.

Выводы:

Поиск приходит на помощь там, где проявляются ошибки навигации и структуры сайта.

30% пользователей предпочитают поиск обычному просмотру доступных вариантов в каталоге.

Это далеко неполный список ошибок и рекомендаций. Мы указали на те моменты, которые чаще всего диагностируются на сайтах при проверке в GetGoodRank.

Не забывайте, что проверить сайт по основным факторам ранжирования и удобства использования можно в GetGoodRank!



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Статьи по теме

ошибки юзабилити GetGoodRank
Рассылки
Статистика GetGoodRank: топовые ошибки юзабилити
Друзья! Традиционно, раз в год GetGoodRank подводит итоги и определяет ТОП ошибок юзаб...
оптимизация заказа
Рассылки
Оптимизация заказа на сайте: типовые ошибки
Друзья! Оформление заказа — последний шаг между «хочу» (потенциальный покупатель) и «п...