Насколько удобен виртуальный ассистент: анализ Alexa, Siri и Google Assistant


Юзабилити тест показывает, что виртуальные ассистенты пригодны для выполнения весьма ограниченного круга задач, простых запросов, предполагающих такие же простые ответы. Со всем остальным ассистенты не справляются.
Виртуальный ассистент: основные функции и умения
Высокий уровень юзабилити – это интерфейс, в котором пользователь сразу понимает, как получить результат. Умные ассистенты призваны упростить взаимодействие пользователей с высокотехнологичными сложными устройствами.
Умные ассистенты имеют 5 основных функций:
- Голосовой ввод – позволяет человеку задавать команды машине без использования дополнительных инструментов
- Интерпретация естественной речи – пользователю не надо учить команды, подбирать правильные слова и выражения для команд. Ассистенты обучены на огромных выборках диалогов понимать естественную повседневную речь человека.
- Голосовой ответ – вместо текста на дисплее ассистенты озвучивают ответ, что еще больше упрощает взаимодействие.
- Умение учитывать контекст – умные ассистенты учитывают не только вероятные смыслы и интенты запроса по значению входящих в него слов, но и также поведение пользователя, историю прошлых запросов, а также ситуацию, в которой поступает запрос, чтобы точнее понять намерение пользователя.
- Самостоятельные действия – не задаваемые пользователем, однако система выполняет определенные задачи, основываясь на предыдущем опыте пользователя.
Умение учитывать контекст и выполнять самостоятельные действия требуют от помощника постоянного изучения пользователя, его поведения и действий в различных ситуациях. Именно так ассистент учится изменять свое поведение и оптимизировать его под потребности определенного человека.
Когда анализируем юзабилити виртуальных ассистентов, помимо 5 основных характеристик важно учесть качество интеграции ассистента в систему.
Ассистенты не всегда используют все 5 функций. Так, если экран устройства свободен, то виртуальный помощник может вывести текст ответа на экран вместо голосовой озвучки.
Внедрение виртуальных помощников имеет два неоспоримых преимущества:
- Возможность создавать сложные интерфейсы без ущерба для юзабилити – достаточно обучить помощника быстро находить нужную информацию для пользователя по голосовой команде. Тогда сам пользователь не столкнется с проблемой «длинного пути» к нужной функции либо данным.
- Повысить точность взаимодействия – благодаря способности прогнозировать действия пользователя умные ассистенты находят точный ответ.
Условия исследования
Для проверки юзабилити трех основных ассистентов Alexa, Siri и Google Assistant приглашены 17 участников, которые постоянно взаимодействуют с одним из них. Исследование проводилось в лабораторных условиях и состояло из ряда заданий и вопросов о качестве, удобстве, простоте использования ассистентов.
Основной результат: фактический уровень юзабилити критично ниже заявленного.
Лабораторное исследование показало, что умные ассистенты плохо справляются со всеми заявленными функциями, включая и интеграцию. Виртуальные помощники пока не способны упростить взаимодействие пользователей с устройствами даже для простейших задач.
Фактическое использование ассистентов противоречит основной идее. Тогда как ассистенты созданы, чтобы обучить и упростить работу человека с машиной, пользователю потребуется немало сил и времени, чтобы научиться работать с ассистентом. Времени, которое может быть эффективно потрачено на изучение собственно интерфейса, а так и получение более точного результата.
Голосовой ввод
Функция работает на должном уровне только для носителей языка, другие пользователи испытывают сложность с постановкой команды для ассистента. Ассистент плохо справляется с акцентом, некорректно распознает географические названия и имена.
Естественная речь
Функция работает на очень примитивном уровне. Виртуальные помощники плохо/вообще не воспринимают сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Равные по смыслу, но разные по формулировкам запросы получают разные ответы. Ассистенты не понимают, к какому челну предложения относится местоимение.
Голосовой ответ
Функция практически не пригодна к использованию. Кроме погодных и навигационных ответов, ассистенты не в силах составить четкий, внятный голосовой ответ на поставленный вопрос.
Умение учитывать контекст
Функция работает на весьма примитивном уровне. Ассистенты учитывают некоторые текущие данные как местоположение, контакты, часто посещаемые или запрашиваемые места. Больше ничего. Хотя помощникам доступно гораздо больше личных пользовательских данных: а именно действий и решений, которые можно анализировать, но этого не происходит.
Самостоятельные действия
Работает плохо. Самостоятельно ассистенты могут использовать только календарь или почтовый ящик, хотя помощникам открыто гораздо больше источников личной информации пользователя.
Интеграция
Реализована на ужасном уровне. Ассистенты не работают со сторонними приложениями, не используют весь потенциал собственно устройств. А так, снижается эффективность использования машины.
Что из этого следует:
Умные ассистенты находятся на начальной стадии развития. Они способны помочь человеку в ситуациях, когда заняты руки либо когда голосовой запрос намного быстрее отправить, чем печатать текст.
Ассистенты справляются лишь с простейшими задачами, плохо используют встроенные функции, не взаимодействуют со сторонними приложениями.
С развернутым анализом результатов можно ознакомиться здесь.