Кластерная организация контента


Друзья!
Вы создаете контент, а он не работает. Пользователи не читают, не конвертируются, страницы плохо ранжируются, а сторонние ресурсы не ссылаются. Разбираемся, почему так происходит, и что с этим делать.
Основным методом решения перечисленных выше проблем вебмастера и маркетологи видят создание контента в еще больших объемах. К сожалению, это не поможет. Более того, такой подход истощает бюджет, а желаемые результаты и поставленные цели не достигаются.
Основная причина такого положения дел – в применяемых методах и стратегиях. И вот почему.
Изменяются поисковые алгоритмы
Google утверждает, что обновляет поисковый алгоритм ежедневно с целью выдать наилучший ответ на запрос пользователя. Изменились критерии оценки и контентные факторы ранжирования.
Ни ключевые слова, ни уникальность, ни объем текста больше не влияют на оценку Google. Полный список критериев оценки качества контента изложен в инструкциях асессорам по оценке качества сайта.
Изменилась собственно поисковая выдача. Google отдает предпочтение структурированному контенту, который выводится в блоки быстрых ответов. Сайты, представленные в блоках с ответами, получают больше органического трафика.
Исследование показывает, что Google показывает около 30% сайтов в блоках с ответами. Исследование Ahrefs доказывает, что присутствие блока с ответами существенно снижает CTR сайта на первой позиции выдачи.
Другое более глобальное изменение поиска – машинное обучение и алгоритм RankBrain, призванный понимать пользовательские запросы и сопоставлять смыслы из запросов с выделенными смыслами документа. Это обеспечивает более высокую релевантность поискового ответа и позволяет вебмастерам отойти от привычных методик оптимизации текста определенными вхождениями ключевых слов.
Пользователи ищут по другому
Сейчас пользователи все реже задают поиску вопросы в формулировке «диван мягкий Москва купить». Запросы становятся все более естественными, разговорными, правильными с точки зрения структуры и грамматики.
Вместо фрагментарных словосочетаний пользователи стали задавать полные вопросы. К примеру:
Лучший смартфон – какой смартфон лучше купить
Поисковые системы усовершенствуют алгоритмы с целью лучшего понимания естественных запросов. Немаловажную роль в развитии поиска играют голосовые ассистенты и голосовое управление в целом.
Что из этого следует?
Ключевые слова важны, но работать с этим инструментом следует по-другому. Сейчас важны не плотность вхождения ключей, а естественность и «многогранность»: синонимические ряды, семантические соответствия, близкие по значению, но разные по формулировкам понятия.
Если ранее по одной теме можно было выделить 10-20 основных ключевых слов, по которым пользователи искали интересующую информацию, то сейчас в каждой теме десятки тысяч длинных запросов. Оптимизировать страницу под каждый из них нереально. Но это и не надо. Важно сделать текст максимально естественными, логичным, грамотным. Остальное сделают алгоритмы поиска.
Решение: кластерная организация контента
С учетом изменений поиска и поисковых запросов пользователей важно отслеживать не позиции сайта по ключевому слову, а видимость страниц сайта по тематике.
Создание тематических кластеров
Тематический кластер – это совокупность тематических направлений, в которых ваш сайт может дать компетентный ответ пользователю.
Так, к примеру, предложения Google по теме смартфонов предлагает следующие тематические направления:

- Бюджетные смартфоны
- Недорогие смартфоны
- Китайские смартфоны
- Бренды смартфонов
- Лучшие смартфоны в 2018 году
Эти более конкретные тематики становятся отправными точками для создания последующих страниц. Для каждой из этих тем следует создать страницу с общим описанием проблематики и списком доступных решений.
На такую общую страницу будут ссылаться другие страницы, предлагающие более конкретные решения. Общая страница оптимизируется под средне и высокочастотные ключевые слова, тогда как кластерные страницы оптимизируются под низкочастотные длинные ключевые слова.
Общая страница ссылается на каждую кластерную, а кластерные в свою очередь ссылаются на общую страницу.
Основными преимуществами данной стратегии становятся:
- Корректная организация контента на сайте
- Упрощение навигации для пользователей
- Предоставление пользователям исчерпывающей информации по теме
- Улучшение поведенческих факторов
- Улучшение ранжирования как общей, так и кластерных страниц
Такой подход к организации контента и контент-стратегии на сайте дает возможность грамотно распределить ресурсы. Так, основная страница оптимизируется под запросы и потребности пользователей (для повышения уровня конверсии), кластерные – под поисковые системы для привлечения органического трафика.

Рекомендации по составлению тематического кластера
Прежде чем приступить к разработке тематического кластера, необходимо:
- Проверить поисковый потенциал темы – ищут ли пользователи данную информацию, насколько высока потребность в материалах
- Имеется ли на сайте уже контент по теме
- Сможете ли вы раскрыть тему экспертно, в деталях
Короткий план создания тематического кластера:
- Составьте список основных проблем, для которых пользователи ищут решения (опросы, изучение сообществ в социальных сетях, обращений в редакцию/техническую поддержку сайта) – до 10 пунктов.
- Выделите в списке 2-3 основные общие темы.
- Создайте список ключевых слов для каждой из общих тем, используя подсказки в поисковых выдачах (выпадающие списки в поле ввода запроса, блоки Похожие запросы и Вместе с … часто ищут), независимые и поисковые инструменты.
- Составьте список публикаций для каждой из тематик на основе собранных ключевых слов.
- Проверьте идею каждой публикации на прочность через поисковую выдачу – просмотрите, что уже предлагается по теме, сможет ли ваша публикация дать пользователям нечто свежее, новое, актуальное, отличное от того, что уже написано конкурентами и ранжируется в ТОПе поиска. Проверяя тематический контент в выдаче, уделяйте особое внимание дате публикации. Пользователи предпочитают свежий контент. Если вы найдете отборный контент, но уже устаревший (нескольких лет давности), смело приступайте к проработке темы.
Это короткий гид по созданию тематического кластера. Вы можете использовать собственные методы поиска тем, развития подтем и проработки идей, а также тестирования идей на прочность.