Как выбрать копирайтера

как выбрать копирайтера
Рассылки
Автор: Юлия Федотова
«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Выбрать хорошего копирайтера - задача со звездочкой. Умельцы научились "показывать", насколько круты, но на практике оказывается, что крутизны то никакой и нет. В текстах ошибки, вода и бред. Даем рекомендации, по каким критериям выбирать копирайтера, на что смотреть нельзя, и где найти достойного автора.»

Текст для сайта — задача копирайтера. Качество текста зависит от трех факторов:

  • правильного задания — о том, как составить правильное ТЗ копирайтеру, мы рассказывали в предыдущих рассылках. У нас есть интересная статья в блоге!
  • квалификации исполнителя — именно об этом мы рассказываем сегодня!
  • слаженного сотрудничества — всегда должен быть человек, который оперативно проверит, ответит на вопросы, скорректирует работу. Иначе сотрудничество не состоится.

В этом выпуске:

  • По каким критериям нельзя судить о квалификации копирайтера?
  • Как выбрать достойного копирайтера?
  • Где искать копирайтеров?

По каким критериям нельзя судить о квалификации копирайтера?

Примеры работ

В ответ на опубликованный заказ копирайтеры забрасывают заказчика примерами работ. «Глядите, как я умею!»

Почему портфолио не является достоверным доказательством квалификации копирайтера?

  • вы не можете проверить подлинность работы — действительно ли текст принадлежит исполнителю
  • вы не знаете, через сколько правок, доработок и переписок получился данный текст
  • вы не определите, принадлежит ли идея и подача автору, или это качественный рерайт

Что оценить в портфолио или примерах:

Если человек выкладывает текст в портфолио, значит он считает его качественным и показательным. Смотрим на:

  • ошибки — именно ошибки, а не опечатки. Если в слове пропущена буква, это не страшно. Если же ошибка «хроническая» (-тся — -ться, ни чего, пробывать), то связываться не стоит. Больше времени потратите на правки и редактуру.
  • водность — для этого достаточно прочитать первый абзац в 2-3 текстах. Именно первый абзац привлекает внимание читателя, вовлекает читать дальше, публикуется над катом. Если в первом абзаце бред, то читатель вряд ли прокрутит страницу дальше. Да и вы вряд ли захотите читать пример далее:

как выбрать копирайтера плохой пример

  • форматирование — для многих копирайтеров форматирование завершается разбивкой на абзацы. Размер шрифта, межстрочные интервалы, списки, 1 абзац = 1 идея, длина предложений — факторы, упрощающие визуальное восприятие текста. Просто взгляните:

как выбрать копирайтера плохой пример

Отзывы

Отзывы никак не подтверждают квалификацию копирайтера, потому что:

  • у всех разные критерии оценки качества
  • среди фрилансеров существует понятие бартера (ты мне текст, я тебе отзыв), этим пользуются новички
  • отзывы как и лайки можно накрутить за деньги
  • негативные отзывы также не всегда отражают суть проблемы — мы не знаем, какое ТЗ поставлено копирайтеру, по каким критериям оценивалась задача, у нас отсутствуют доказательства.

Честно, за всю историю моего фриланса я ни разу не встречала отзыв с разбором полетов с примерами: здесь бред, здесь грамматическая ошибка, это предложение противоречит требованиями ТЗ (упоминает конкурента/указывает на недостатки продукта, слишком сложной структуры).

Цена

Бытует мнение, что чем выше цена, тем опытнее копирайтер, тем грамотнее и интереснее текст на выходе. Ха!

Никогда не стоит полагаться на стоимость, потому как среди «дорогих» копирайтеров встречается вот такое:

как выбрать копирайтера плохой пример

PRO-аккаунт

Равно как и цена не говорит ни о чем, его может купить каждый. Единственное преимущество PRO — копирайтер готов работать.

Как выбрать копирайтера

Тестовое задание

Квалифицированный копирайтер — это не только текст без ошибок. Это понимание основ продвижения, функций и задач текста на сайте, принципов работы с пользователем через текст.

В тестовом задании предложите перечислить основные функции текста, а не написать тематическое эссе. Важно определить, понимает ли копирайтер, зачем он пишет текст. Если понимание есть, работать уже будет легче.

Отправьте несколько замечаний или наводящих вопросов к тесту. Это покажет, как копирайтер реагирует на критику и готов ли работать, меняться и обучаться.

Сроки

Невозможно создать 30 000 знаков качественного текста за рабочий день. Это факт. Предел — до 20 000. И то под большим вопросом. Знаете, почему? Потому что мозг перегружается, замедляется и отказывается работать.

Написать сам текст недолго. Гораздо больше времени занимает поиск и изучение информации, проверка достоверности, изучение сайтов из ТОПа, проверка и шлифовка текста.

Если вам необходимо 80К текста, а копирайтер обещает сделать на завтра, то:

  • либо вы получите текст низкого качества — часто это рерайт текста по запросу из ТОП-3
  • либо сроки будут нарушены

Социальные сети

Если исполнитель указывает профиль в социальной сети, загляните и пролистайте его ленту. Обращаем внимание на:

  • тематику постов
  • частоту публикаций

Если копирайтер постит всякую ерунду через каждые 5 минут, то когда же ему работать? Социальные сети затягивают и отвлекают. Проверять публикации, лайки, комментарии входит в привычку. Это рассеивает внимание, снижает работоспособность, занимает время.

Рабочий процесс

Задайте вопросы копирайтеру:

  • над какими проектами параллельно работает — это позволит реально оценить, сколько времени копирайтер уделит проекту. Переключаться между проектами с разными требованиями сложнее. Это приводит к большему количеству ошибок.
  • когда закончен и сдан последний проект — мозгу надо время на восстановление, если проект сдан вчера, а сегодня копирайтер рвется снова в бой, велика вероятность, что будут просрочки, отсрочки, тексты для отписки. Если проект еще не принят, возможно, потребуются правки. Это силы и время копирайтера, спешка, нервы и повышенный риск ошибок.
  • попросите контакты предыдущего заказчика — ответственный исполнитель не побоится связать вас с довольным заказчиком для прямых рекомендаций.

Рекомендации по выбору копирайтера

Собирайте ответы исполнителей около 3х дней, не делайте выбор сразу.

Автоматические ответы — многие копирайтеры публикуют стандартный ответ на любой проект, не вникая в детали, иногда даже не прочитав суть проекта. Выглядит это так:

ответ копирайтера

Это грозит напрасно потраченным временем на переговоры, когда копирайтер вникнет в суть, и поймет, что проект «не его».

Каким должен быть ответ копирайтера:

  • релевантный — относящийся к вашему заказу, а не «глядите, какой я классный»
  • с вопросами по заказу — о сроках, дополнительных требованиях, запрос ссылки на сайт
  • с реальной оценкой возможностей и сроков
  • без лирики, как вот здесь:

плохой ответ копирайтера

Определите, насколько копирайтер в теме и понимает, зачем текст на сайте. Такой мини-тест избавит вас от текстов типа:

плохой пример

Не поручайте заказ одному исполнителю. Выберите двух-трех копирайтеров и разделите заказ на равные части. Так вы:

  • не перегрузите одного человека (алчность для копирайтеров губительна, в стремлении заработать больше, копирайтеры переоценивают свои силы и возможности, взваливая на себя непосильные объемы текстов)
  • получите тексты в разных стилях и с разной подачей
  • получите подстраховку в случае, если один из копирайтеров заболеет, исчезнет, у него отключат интернет или его затопят соседи.

Где искать копирайтера?

Биржи

Преимущества:

  • большой выбор исполнителей
  • большой разброс цен

Недостатки:

  • требуется много времени на поиск достойного кандидата

Социальные сети

Нет, это не поиск по группам, и не ручной поиск по тегу #копирайтер, #копирайтинг

Ищем лидеров мнений. Это руководители агентств, авторы, спикеры конференций и онлайн курсов. Читаем их публикации и комментарии, определяем среди комментирующих потенциальных копирайтеров, пишем в личку.

Сарафанное радио

Если у вас активный деловой профиль в социальных сетях, пустите клич среди друзей и подписчиков. Так вы соберете рекомендации от людей, которым вы так или иначе можете доверять.

Выводы

Создание контента не есть конечная задача. Сайт должен меняться, усовершенствоваться, учитывать меняющиеся интересы пользователей. Для этого нужен контент.

Контент нужен в долгосрочной перспективе для размещения на тематических площадках, для создания положительного информационного поля о бренде.

Копирайтеры нужны проекту на долгосрочной основе.

Мы привели лишь некоторые рекомендации, которые сориентируют вас на рынке копирайтерских услуг. Напишите нам, как вы выбираете исполнителей!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Статьи по теме

лояльный клиент
Рассылки
Как превратить разового посетителя в лояльного клиента
Оптимизаторы неустанно работают над качеством интерфейса и пользовательского опыта, учи...
ошибки оформления текстов
Рассылки
Ошибки оформления текстов и как это исправить
На 3 сайтах из 5 проверяемых мы находим ошибки оформления текстов. О том, что плохо отф...