Исследование поведения российских потребителей: основные тренды


Исследование Google показывает, как меняется покупательская активность пользователей в поиске в зависимости от времени года, событий.»
Проект ThinkwithGoogle опубликовал исследование поведения российских покупателей. Предлагаем изучить 5 основных трендов, иллюстрирующих, как меняется интерес и готовность к покупке у среднестатистического россиянина.
Рост потребительского интереса
Поиск становится основным источником информации для российского потребителя. 57% участников исследования ответили, что начинают выбор товара именно с поиска. Инструмент Google-тренды показывает 5-кратный рост запросов, содержащих слово “купить”, с 2012 года.
К 2017 году увеличилось количество не только тех, кто используют поиск для изучения доступных вариантов покупки, но и тех, кто покупает в интернете. Data Insight показывает, что наиболее популярные категории товаров, приобретаемых онлайн: гаджеты и одежда. Именно эти два сегмента обеспечивают большую часть онлайн-продаж. Тем не менее российский потребитель также активно покупает товары других категорий: еда,товары для дома, детские игрушки.
Федор Вирин, сооснователь проекта Data Insight, указывает, что рост потребительской активности объясняется несколькими причинами:
- растет пользовательская активность в интернете — чем активнее использование, тем выше вероятность, что и покупка совершится именно онлайн
- с распространением мобильного интернета онлайн шоппинг стал проще, быстрее и удобнее, перейдя в категорию повседневных задач
- в интернете пользователи чаще совершают понятные и стандартные покупки, то есть повторные покупки уже знакомых товаров. Исключением становится электроника. Пользователи покупают гаджеты онлайн, потому что они одинаковые, что в точке продаж, что в интернет-магазине. Одежда догоняет электронику лишь потому, что это самая массовая категория товаров. Пользователи стали активнее покупать онлайн детские товары и еду, билеты и путешествия
- пользователь ценит время и комфорт — онлайн покупки иногда обходятся дороже, учитывая стоимость доставки, чем покупка в точке продаж. Но российские пользователи охотнее переплачивают за доставку, чтобы не идти в магазин самостоятельно.
Покупательский интерес превосходит познавательный
Количество кликов по товарным предложениям в поисковой выдаче существенно растет, в то время как количество информационных запросов в тех же категориях отстает.
То есть пользователь обращается к поиску чаще уже в момент готовности к покупке, а не для изучения товара и доступных вариантов.
Переход из выдачи не гарантирует покупку, но показывает растущий интерес и доверие пользователей к онлайн магазинам.
Мобильный вектор
В 2017 году количество запросов со словом “купить”с мобильного превзошло десктоп. Потребители активно изучают товары на ходу, именно в момент возникновения желания, а не когда есть возможность просмотреть информацию с компьютера.
Мобильные пользователи готовы к покупке практически сразу. Доля мобильных кликов по продуктовым объявлениям достигает 78%.
Изучение и покупка товара
Интерес к покупке товаров распределен в течение года неравномерно. Наиболее активный период поиска и покупки товаров — с конца октября и до конца года.
На графике четко прослеживается всплеск поисковых запросов в гаджет-сегменте в начале осени. Это объясняется традиционным для многих брендов анонсом новинок. А вот количество кликов увеличивается ближе к концу года, что говорит о высокой готовности пользователей к покупке.
Так, график показывает, что в весенние месяцы активно растет спрос на косметику — традиционный женский подарок ко дню Святого Валентина и 8 марта. А спрос на детские игрушки гарантированно высокий в декабре и январе, что объясняется чередой зимних праздников: день Святого Николая, Рождество католическое и православное, Новый Год.
Перспективы роста
В онлайне происходит всего 3% покупок от общего товарооборота в России. Для сравнения, в США 9% всех покупок приходятся на онлайн, тогда как в Великобритании — 15%. Наибольший потенциал для развития онлайн-магазинов — регионы. Это наиболее перспективный сегмент. Так, потребительский интерес к гаджетам в Волгоградской области за последний год вырос на 60%, в Ростовской — на 80%.
Выводы:
Российские потребители стали активнее использовать интернет возможности для покупок, а не только для изучения товаров и магазинов. Современный покупатель уже переходит от десктопа к полностью мобильному опыту. Интерес к покупкам демонстрирует сезонную зависимость. В середине года преобладают информационные запросы, в конце (с конца октября) — коммерческие. Регионы России — наиболее перспективное направление развития для онлайн бизнеса, благодаря меньшей конкуренции и спросу, превышающему предложение.