Фантомный продукт

Фантомный продукт
Справочник оптимизатора
Автор: Юлия Федотова
«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Разработчикам доступны сотни методов маркетинговых исследований, но большинство из них основывается на гипотезах и теориях. Рассказываем о стратегии фантомных продуктов для получения реальных данных »

Фантомный продукт (англ. vaporware) — маркетинговая стратегия, заключающаяся в анонсировании продукта, который либо не существует, либо находится на стадии разработки. «Продуктом» в данном случае называется любой товар компании (продукт или услуга).

С какой целью используется фантомный продукт?

Впервые в отношении компаний, объявляющих о новом продукте или услуге для изучения реакции целевой аудитории, термин «фантомный продукт» использовала Эстер Дайсон, американский инвестор.

Фантомные продукты используются в следующих целях:

  • Для получения конкурентного преимущества — компания-разработчик объявляет о запуске супер-продукта, чтобы отвлечь внимание целевой аудитории от предложения конкурента. Так поступила компания IBM, объявив в 1964 году о запуске линейки суперкомпьютеров. Первый представитель суперкмопьютеров увидел мир три годя спустя, но объявление о запуске существенно подорвало продажи главного конкурента IBM — Control Data Corporation. В этом случае фантомный продукт используется с целью удержать потребителя от приобретения конкурентного предложения.
  • Для изучения спроса на продукт и изучения потребностей покупателей — так поступила компания Apple, анонсировав в 1993 году инновационную приставку к стационарному телефону, дополняющую его особыми функциями (факс, спикерфон, автоответчик) — WALT. Товар так и не был запущен в серийное производство, но компания получила бесценные данные о потребностях пользователя, чтобы потом, много лет спустя, предложить ему iPhone.
  • Для валидации новых идей — без изучения реакции целевой аудитории невозможно определить целесообразность новой идеи, сервиса или продукта. Фантомные продукты предлагают более качественные данные, чем «искусственные» теоретические опросы аналитических центров.

В чем суть фантомных продуктов?

Компания разрабатывает идею продукта или услуги, под идею создается лендинг, который описывает преимущества продукта, идеи или сервиса, продвигается как типичный сайт, повышая знания целевой аудитории о продукте, нагнетая спрос. Обсуждение продукта целевыми пользователями в сети показывает, чего ждут клиенты от идеи, и позволяет модифицировать продукт или услугу в ходе разработки. Это существенно экономит бюджет, ведь вносить изменения в готовый продукт намного сложнее.

Иногда фантомный продукт — это не пустое заявление разработчика, а вполне жизнеспособная версия софта или базовая версия продукта с минимальным функционалом, что позволяет понять, что такое в представление целевого пользователя «идеальный продукт».

Так поступила компания Sendwithus, создав базовую версию услуги Sendwithus Zero стоимостью $28. Это позволило собрать важные мнения целевых пользователей о наиболее востребованных функциях. Так компания создала идеальное предложение, точно соответствующее ожиданиям целевого пользователя в новой версии продукта.

Стратегия фантомных продуктов применима также для оценки новых функций и дополнений существующих сервисов, мобильных приложений, продуктов. Так, Ник Кишфи, веб-дизайнер в MojoTech, для изучения реакций пользователей размещает в приложениях фантомную кнопку, которую он называет «кнопкой в никуда». Клики по кнопке показывают, сколько человек обратили внимание на кнопку из общего числа пользователей приложения.

На основании этих данных делаются выводы об эффективности расположения кнопки в приложении, ее основных характеристиках — форма, размер, цвет, а также о целесообразности ее внедрения. Эксперт рекомендует обязательно информировать пользователей о том, что кнопка либо функция экспериментальные, чтобы не вызвать негативных реакций.

Вместо заключения

анализ сайтаФантомные продукты — эффективный маркетинговый метод исследования целевой аудитории, спроса, жизнеспособности идеи и усовершенствования продукта с учетом интересов целевых покупателей.

анализ сайтаФантомный продукт позволяет создать точное соответствие ожиданиям пользователей, основываясь на реальных данных, а не на гипотезах, теориях и догадках.

анализ сайтаИспользовать фантомные продукты следует с особой осторожностью. Неаккуратное заявление, неоправданные ожидания пользователей могут крайне негативно сказаться на репутации компании.

анализ сайтаЗапуск фантомного продукта — это не «утка», а реальный концепт, который можно быстро превратить в жизнь и запустить в серийное производство, если целевая аудитория и рынок нуждаются в таком решении.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Статьи по теме

Прототипы пользователей
Справочник оптимизатора
Прототипы пользователей
Для повышения эффективности сайт в первую очередь должен быть удобен для целевого польз...
Как рассчитать ROI
Справочник оптимизатора
ROI
ROI — термин, используемый для обозначения прибыли или убытков бизнеса, с учетом финанс...